Проект государственно-частного партнерства


Крупнейший концессионный проект в сфере здравоохранения

Онкорадиологические центры в городах Балашиха и Подольск спроектированы, построены и оснащены в рамках государственно-частного партнерства с Правительством Московской области. Соглашение заключено в 2015 году, центры введены в эксплуатацию в 2018 году. Центры являются ведущими специализированными лечебными учреждениями Московской области, оказывающими услуги в рамках радиотерапии и радиохирургии пациентам с онкологическими заболеваниями. В них также проводят высокоточную диагностику опухолей и предопухолевых заболеваний.

Центры оснащены: 6 линейными ускорителями для дистанционной стереотаксической лучевой терапии, аппаратом для внутриполостной брахитерапии, 3 позитронно-эмиссионными томографами для проведения ПЭТ/КТ, 2 аппаратами магнитно-резонансной и 2 компьютерной томографии, 2 ОФЭКТ/КТ сканерами. На территории центра в Балашихе также находится собственный производственный комплекс радиофармпрепаратов для проведения ПЭТ/КТ.

За все время работы центры провели:

более 27 000 ПЭТ/КТ исследований

более 50 400 ПЭТ/КТ исследований

более 4 800 курсов лучевой терапии

более 12 100 курсов лучевой терапии

более 4 800 курсов лекарственной терапии

более 8 100 курсов лекарственной терапии


Государственно-частное партнёрство (ГЧП) - механизм привлечения частных инвесторов к решению общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Используется для реализации долгосрочных проектов в сфере создания и обеспечения функционирования объектов публичной инфраструктуры.


Частный бизнес, государство и пациенты: точки контакта

Для государства участие в ГЧП-проектах означает ускоренные темпы развития доступной медицинской помощи.

Использование формата государственно-частного партнерства дает возможность региональным субъектам, не отвлекая в настоящий момент необходимый полный объем инвестиций, получить обновление парка оборудования или создать новые медицинские учреждения в рассрочку от крупной компании. Компания, в свою очередь, построит медицинское учреждение, а в последствии будет управлять самостоятельно или передаст медицинскому оператору. 5 лет назад инициатором ГЧП проектов всегда являлся инвестор, но в последнее время мы наблюдаем тенденцию, что поступают запросы от самих региональных субъектов. Многие регионы сталкиваются с потребностью обновления материально-технической базы, а средств на это недостаточно. Адресные субсидии из федерального бюджета также не покрывают потребность. Выпуск облигаций или векселей со стороны региона для привлечения дополнительного финансирования ведет к увеличению долговой нагрузки на регион, следовательно также не является решением. В такой ситуации привлечение частных инвестиций с последующим их равномерным возвратом – становится выгодным рабочим механизмом.

Ежегодно наблюдается рост заболеваемости онкологией - людей в очередях в онкологических диспансерах, онкоцентрах, ЦАОПах все больше, парк оборудования обновляется по мере возможности, высокотехнологичная качественная медицинская помощь доступна далеко не всем пациентам и не покрывает потребности регионов. Сегодня субъекты вынуждены распределять имеющийся бюджет, часть средств направлять на финансирование капитальных затрат, а часть на оплату медицинских услуг. Использование инструмента ГЧП позволяет направить все имеющиеся средства на оплату медицинской помощи.

Для бизнеса интересны гарантии возвратности своих вложений с допустимым уровнем доходности. Все обязательства сторон закрепляются документально. Для нас участие в ГЧП - это гарантия того, что те огромные затраты, которые мы берем на себя в части коммунальных расходов, зарплатного фонда, закупок оборудования и услуг, гарантированно вернется за счет работы в системе ОМС и наши центры не будут простаивать.

С каждым годом доля частной медицины в общей системе здравоохранения растет и пусть сегодня она еще мала, но динамика на лицо. Частный бизнес заинтересован управлять учреждением максимально эффективно. Так, на примере радионуклидной диагностики, на одном и том же виде оборудования в наших центрах проводится около 30-35 исследований в сутки, а в государственных – 10-15. Повышение пропускной способности центра ведет к снижению себестоимости проводимого исследования, за счет снижения удельных постоянных затрат: сервиса медицинского оборудования, аренды помещений и пр. Сформировавшийся остаток денежных средств медицинское учреждение может направить на повышение квалификации медицинских специалистов и улучшения условий их работы.

Для пациента тоже много плюсов. Во-первых, появляется новая инфраструктура. Создаваемые медицинские центры начинают работать в рамках системы ОМС по стандартам сервиса частной медицины, становятся доступными необходимые виды высокотехнологичной медицинской помощи, качество оказания услуг повышается.


Роль ГЧП в ОМС

Все проекты, которые реализуются в формате ГЧП, как и в целом всю высокотехнологичную медицину, представить без ОМС практически невозможно. Например, в сфере онкологии, которая является превалирующей в портфеле нашей группы, практически нет пациентов, которые способны полностью самостоятельно оплатить все лечение и диагностику. Каждый гражданин России имеет право на бесплатную, качественную и доступную медицинскую помощь. Все наши проекты ГЧП являются продолжением данной парадигмы.


Инвестиции. Роль ГЧП в медицине

Технологии изменяются с каждым днем, ускоряется процесс появления на рынке новых технологий, препаратов и методик лечения. Все новое требует существенных инвестиционных вложений. Государству не всегда удается за ними угнаться, так как есть более приоритетные задачи. Частные инвесторы более гибкие, поэтому именно частный бизнес становится локомотивом новых методик лечения и привнесения новых технологий.


Правовые формы реализации Проекта

Наиболее интересными и перспективными юридическими формами реализации Проекта с участием государства представляются: концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.